Сюрпризы цифровой камеры
В комплекте с цифровой фотокамерой должна быть книжка под названием «Руководство по эксплуатации» или «Инструкция по эксплуатации». Если в магазине не предоставят бумажную книжку, то обязательно дадут эту «книжку» на диске.
Там можно найти много полезной информации, но некоторых важных сведений, увы, нет. Попробуйте найти что-нибудь про фотографическую широту. Нет такой. Пусть применительно к цифровой камере эта плёночная характеристика должна называться иначе. Но она должна быть как-то обозначена. Сообщается ведь в инструкциях на цифровые камеры Canon EOS-10D и Canon EOS-20D, что размер изображения у них меньше чем на плёнке. Приводится цифровой размер (22,5х15,0 мм) и размер кадра на плёнке (36х24 мм). Отсюда появляется понятный коэффициент 1,6. Умножаешь на него – получаешь «цифровое» фокусное расстояние для «плёночного» объектива. То есть в инструкции неплохо было бы сообщить потребителю, например, в виде коэффициента, насколько возможности цифровой камеры уступают плёнке со средней фотографической широтой. Мне представляется, что плёнка «шире» цифры раза в 2-3. А это значит, что цифра в два–три раза «капризнее» плёнки и снимать на цифровую камеру труднее. Во всяком случае, если снимаемый объект освещён неравномерно. А в условиях репортажа такое не редкость.
Давайте теперь обратим внимание на возможности камер по замеру экспозиции. В инструкциях на плёночные камеры эти важные параметры обычно сообщались. В инструкциях на цифровые камеры они, к счастью, тоже указываются, и мы имеем возможность сравнить.
Приличная камера имеет не менее трёх вариантов экспозамера. Один из них – это самый заурядный замер по всей площади кадра. Два других оценивают только определённую часть площади. В зависимости от того насколько широка площадь замера, их называют соответствующим образом. Названия замеров расшифровать не так трудно. При «частичном» замере оценивается площадь больше, чем при «точечном». Название как бы говорит само за себя. При точечном замере оцениваемая площадь так мала, что больше похожа на точку, чем на некоторую значительную часть кадра.
По мере развития «фотоаппаратостроения» площадь замера удавалось сделать всё уже и уже. Чем дороже и профессиональнее выпускалась камера, тем точнее она могла осуществлять замер, то есть по меньшей площади поля.
Очень часто фоторепортёру приходится работать в совсем неблагоприятных условиях освещения. Вот один из примеров.
На чёрном-чёрном фоне артист в тёмном очень тёмном костюме. В то же самое время, лицо артиста высвечено до бела двумя мощными узконаправленными прожекторами. В дополнение к этому на переднем плане (то есть между артистом и фотографом) с непредсказуемой периодичностью вырывается яркое голубое пламя из специальных пиротехнических форсунок. Так было на одном из концертов Роджера Уотерса 2002 года. Снимая в подобных условиях, без точечного экспозамера не обойтись. Если камера будет мерить по большой площади, то вместо узнаваемого лица получится белый овал на тёмном фоне.
У плёночной камеры Canon EOS-5 зона точечного замера составляет 3,5% площади. У камеры более высокого уровня Canon EOS-1N зона точечного замера 2,3%. Какая зона замера у камер Canon EOS-10D и Canon EOS-20D? Это девять процентов площади кадра для обеих моделей.
Какой можно сделать вывод? В сложных условиях освещения, плёночная камера Canon EOS-1N позволит выполнить экспозамер примерно в четыре раза точнее, чем одна из упомянутых выше цифровых камер.
Напомню, что сегодня на вторичном рынке профессиональная камера Canon EOS-1N стоит ровно столько же, сколько стоит Canon EOS-10D. Иными словами, если вы собираетесь сфотографировать, например, лыжника в тёмном костюме на заснеженном склоне, то я советую отдать предпочтение плёночной камере с точечным замером. Попутно замечу, что настоящий профессионал никогда не поедет на съёмку с одной-единственной камерой. Почему бы ни взять с собой одну цифровую и одну плёночную камеру? На мой взгляд, это самое верное решение.
Метки:Фотографирование, Фотография, Цифровая камера, Цифровая фотография