Фотоработы участников нашего кружка

Театральная съёмка

Театральная съемка – это всегда съемка на чужой территории. Фотографа, решившего заполучить театральную фотосессию, ждет много препятствий.

Театральная съёмка
Съёмка театральная.

Это и администрация, которая не жалует людей с камерами, и охрана, да еще надо найти хорошее место для съемки и запечатлеть не только само действо… И даже зрители представляют собой помеху – вполне может получиться, что в нижней части кадра будут появляться силуэты их голов. Но поверьте, все эти препоны стоит преодолеть, ибо театральная фотосъемка может быть весьма интересна.

Театр, как известно, начинается с вешалки, а вестибюль с театральной Доски почета. Лучшие люди каждого уважающего себя театра встречают зрителя на дальних подступах к сцене. Иногда это традиционные студийные портреты в классическом голливудском стиле 50-х годов. Такие фотографии не имеют ничего общего с настоящей театральной съемкой. Их снимают в хорошей студии. Иногда в вестибюле вывешивают портреты артистов в гриме и в костюмах, фотографы говорят, в образе. Но и такая съемка по сути – обычная портретная студийная работа.

Очень часто вестибюль украшают фотографии сцен из спектакля. Вот это уже специфическая работа для театрального фотографа. Такие фотографии невозможно снимать по ходу спектакля. Эта работа делается в специально выделенное время и требует от администрации волевого решения. Надо задержать артистов после спектакля или оторвать время от репетиции. Надо оплатить внеурочную работу осветителей, пожарных и электриков, без которых нельзя подключать к театральной сети осветительные приборы. В нашем случае мощные вспышки. Обычно театральные администраторы, заинтересованные в получении качественных картинок для буклетов, календарей, плакатов, публикаций в журналах, размещении на уличных щитах и афишных тумбах, идут на организацию нормальных условий съемки для фотографа, которому они доверили эту работу. Но прежде чем приступить к расстановке света, фотографу надо обсудить с заказчиком еще одно не мало важное обстоятельство. Дело в том, что режиссер, продумывая мизансцены, декорации, освещение, костюмы, меньше всего озабочен тем, как все это будет смотреться на фотографиях. Творческие и технические муки фотографа ему совершенно не интересны. Вот почему разброс яркостей между освещением фона и подсветкой поющего солиста делает фотосъемку технически невозможной. Значит, для получения рекламной картинки с нормально проработанными передним и задним планами фотографу придется кардинально изменить рисунок освещения, придуманный творцом спектакля. Мало этого: амбициозного фотографа, скорее всего, не устроит и большинство мизансцен. Их трудно грамотно скомпоновать на плоскости снимка. Мне, например, не очень нравится, когда артисты на фотографиях сбиваются в тесные группки, как на школьных классных виньетках. Будь моя воля, я бы их рассредоточил внутри кадра. Но и это фотограф не может совершить произвольно. Надо согласовывать такие вольности с заказчиком. Вот почему я не люблю такого рода работу. Она в силу неизбежных ограничений воли фотографа, редко приводит к получению настоящей художественной картинки. Но любой театральный фотограф должен уметь снимать такие кадры.

Технически съемка сцен из спектакля осложняется необходимостью использовать большое количество мощных импульсных источников рассеянного света. В идеале нужно равномерно высветить и артистов, и фон. Причем глубина кадра может составлять и десять и пятнадцать метров. Учитывая то, что падение освещенности обратно пропорционально квадрату расстояния, на фон придется светить специально выделенными для этого приборами. Словом, для этой работы нужно везти в театр целую машину света. Так еще недавно и поступали. А в наши дни появилась возможность снимать в две экспозиции. Сначала снимают фон, а потом высвечивают артистов и снимают их отдельно. После чего совмещают файлы. Этот метод съемки экономит ресурсы и время в процессе работы на сцене, зато потом за компьютером приходится потрудиться всерьез. При съемке в две экспозиции необходимо постоянно помнить о том, что свет переднего и заднего планов не должны конфликтовать один с другим.

Съемка в театре чем-то напоминает фигурное катание. Там есть обязательная программа и произвольная. В театре, если ты допущен до «обязательных» видов – тоже можно найти возможности для реализации своих собственных идей. Иногда удается пристроиться в зале, сбоку от сцены, и, не мешая зрителям, снимать спектакль. Но, в любом случае, если есть возможность, надо раза два просто посмотреть спектакль, изучить мизансцены, отметить для себя наиболее интересные моменты, чтобы снимать наверняка. У театральной съемки есть неоспоримое достоинство – тут все более или менее повторимо, в отличие от явлений природы, которые всегда уникальны. И если сегодня не удалось сделать нужный кадр, то на следующий раз есть шанс снять лучше. Важно точно знать, чего хочешь добиться. Но не менее важно постоянно быть в полной боевой готовности.

Метки:, , ,