Фотоработы участников нашего кружка

Портретная фотография начала века

Количество портретных фотоателье в России резко увеличилось с конца 70-х годов XIX века. Какие они были?Если попробовать мысленно возвратиться в Петербург тех лет и посетить профессиональное фотоателье, то мы смогли бы понаблюдать за работой целого коллектива фотографов. Обычно съемку портретных групп в крупных ателье обслуживали до восьми человек.

Портретная фотография начала века
Портрет начала века.

Два служителя раскатывали ковры, ставили мебель, вынимали и расставляли фоны. Сам процесс фотографирования был разделен на шесть стадий, и за каждую отвечал особый фотограф-специалист.Первым начинал работать фотограф, ведавший обстановкой съемки: подбором мебели, фонов и декораций.Вслед за ним вступал в свои обязанности второй фотограф — «позер», рассаживавший снимавшихся людей и придававший им те или иные позы, выдвигавший стояки позади кресел с «рогачиками» для поддержки головы, так как экспозиция была все еще довольно длительна.Третий фотограф «колдовал» над освещением, создавая те или иные световые эффекты при помощи задергивания и отдергивания многочисленных верхних и боковых занавесок в павильоне.Четвертый ведал только установкой аппарата для съемки: определял нужное расстояние, передвигал взад и вперед махину павильонного аппарата, устанавливал объектив на фокус. Это была нелегкая работа: огромные аппараты для портретных групп имели кассеты для пластинок в 100x80 и даже 150x120 сантиметров.

Чрезвычайно ответственной была работа пятого фотографа-лаборанта, изготовлявшего мокрую коллодионную пластинку для данной съемки. Снимать можно было только на мокрой пластинке, которая так и вставлялась в мокром виде в кассету. Как только пластинка начинала подсыхать по краям (примерно через 3 минуты), она теряла свою высокую чувствительность и делалась непригодной для съемки. Коллодионом покрывались обыкновенно зеркальные стекла, которые можно было после смывки многократно употреблять для нескольких съемок. Как только все приготовления к съемке заканчивались, фотографу-лаборанту давался звонок, и он приносил свежеизготовленную огромную мокроколло-дионную пластинку. Только тогда приступал к работе шестой фотографсъемщик.

Метки:, ,