Выбираем фотоаппарат
При выборе фотоаппарата желательно взвесить все «за» и «против». К сожалению, не всё, что следовало бы выложить на чаши весов, известно заранее, до принятия решения. О некоторых особенностях цифровой камеры узнаёшь только после того, как её купил, и начал пользоваться.
О чём не пишут в рекламе, или «Мухобойка» для чистки облаков
Известно, что аппаратуру необходимо содержать в чистоте. Пользуясь плёночной камерой, опытный фотограф не забывает её чистить и регулярно удаляет пыль с помощью резиновой груши. Тем не менее, камеру постоянно приходится открывать, чтобы зарядить плёнку, и пыль может попасть внутрь.
Цифровую камеру не требуется открывать после каждых тридцати шести отснятых кадров. Несмотря на это, пыль всё равно попадает в неё. И это очень неприятный сюрприз. Куда более неприятный, чем пыль в плёночной камере.
Дело в том, что пылинка, попавшая на плёнку, испортит только один кадр. Это не смертельно. Вы его отсканируете и в «фотошопе» легко избавитесь от дефекта. Пыль, попавшая на сенсор цифровой камеры, в состоянии испортить все несколько сотен кадров, которые были сняты, например, за две недели, проведённые вами где-нибудь на берегу моря (при условии, что вы не брали с собой на отдых «ноутбук» со специальными программами и каждую ночь не просматривали на нём кадры, отснятые днём). Строго говоря, такая ситуация тоже не безнадёжна. Приведу конкретный пример.
Я снимал праздник на Поклонной горе. Сделал более трёхсот кадров. Вечером сбросил их на компьютер, начал просматривать и чуть не потерял дар речи. Абсолютно на всех кадрах были грязные тёмные пятна и точки. Особенно отчётливо и безобразно они смотрелись на голубом небе и белых облаках. На пёстрых участках фотографий эта грязь была менее заметна, но это не значит, что её там не было. На кадрах, снятых с меньшей глубиной резкости (диафрагма 5,6), пятна имели больший диаметр, но были бледнее. На кадрах снятых с большой глубиной резкости (диафрагма шестнадцать) пятна имели меньший диаметр, но были убийственно хорошо видны. Мне пришлось провести очень много времени за компьютером, чтобы избавиться от этих «чёрных дыр» в небе.
А потом я занялся чисткой сенсора камеры. Для этой цели продаётся специальная жидкость («Eclipse», например) и не менее специальные «щётки» различных размеров. На самом деле привычными кисточками и щётками (даже очень мягкими) пользоваться никак нельзя. Они могут оставить ворс на сенсоре и только усугубить его состояние. «Щёточка для чистки матриц» (так этот товар обозначается в прейскурантах фотомагазинов) не имеет ворсинок. Она больше похожа не на щётку, а на мухобойку в миниатюре или, если хотите, - на весло гребца-лилипута. Материал, из которого она изготовлена, равно как и состав жидкости, производители предпочитают не раскрывать. Это секрет.
Однако то, что матрицу придётся периодически чистить, не является секретом для изготовителей цифровых камер. Они даже предусмотрели специальный режим «Чистка сенсора». Снимаешь объектив, включаешь этот режим и вперёд… Попутно вспоминаешь о «мыльницах». У них-то объективы не съёмные. Что делать с компактными цифровыми камерами, при загрязнении сенсора? Можно сразу выбрасывать? Или для них такая проблема не существует? А ведь и правда можно предположить, что загрязнение сенсора происходит следующим образом. Фотограф покупает новую камеру, в процессе работы часто меняет объективы, но не отличается аккуратностью, поэтому постепенно пыль проникает внутрь и оседает на сенсоре. Логично. И верно, но только отчасти. На самом деле, пыль попадает на сенсор даже при самом аккуратном обращении с камерой. Даже при условии, что объектив на ней не меняют. Поэтому мой совет такой. Купив цифровую камеру, сразу проверьте, в каком состоянии сенсор и при необходимости почистите его. Это касается не только подержанных камер, приобретённых в комиссионном магазине или с рук. К сожалению, чистка сенсора может понадобиться и новой камере с гарантией.
Для проверки сфотографируйте чистое небо или облако. При этом диафрагму нужно установить хотя бы шестнадцать, а лучше – двадцать два (воспользуйтесь ручным режимом или режимом приоритета диафрагмы). Затем просмотрите файл с увеличением 100%. Увидите там всё!
«Цифра» лучше плёнки
Большинство фотоплёнок (любительских и профессиональных) предназначено для съёмки при дневном освещении или со вспышкой. Солнце и фотовспышка – это два наиболее популярных источника света. Второй из них, конечно, всего-навсего слабенький подражатель, но у него почти такой же спектральный состав и цветовая температура. Это позволяет фотографу получать правильную цветопередачу, снимая на одну и ту же плёнку, как на улице, так и в помещении со вспышкой. Но не всегда съёмка происходит в таких условиях. Кому-то редко, а кому-то часто (например, в студии) требуется снимать при свете ламп накаливания или галогенных ламп. Они имеют другую цветовую температуру. И если воспользоваться обычной плёнкой, то получится изображение с жёлтым или даже с красноватым оттенком. Поэтому для таких съёмок есть специальная плёнка, которая сбалансирована на искусственное освещение. Другой вариант – это использование голубых светофильтров. Но тут стоит иметь в виду, что любое дополнительное стекло на объективе – это ухудшение (пусть и незначительное) качества изображения. Поэтому я бы советовал пользоваться фильтрами не для объектива, а для осветительных приборов… Но не буду углубляться в подробности. Теперь без всех этих хлопот можно обойтись. Цифровая камера (Canon EOS-10D и Canon EOS-20D) предоставляет фотографу возможность не носить в своём кофре много разных плёнок на все случаи жизни. Цветовую температуру можно выбрать по своему усмотрению, а также и чувствительность. Это очень удобно. Камеры Canon EOS-10D и Canon EOS-20D позволяют устанавливать чувствительность от ста до 3200 единиц. Для большинства случаев такого диапазона вполне хватает. За последние несколько лет я, например, нечасто использовал плёнку чувствительностью ниже ста единиц. Что касается верхнего предела, то чувствительности (как «цифровой», так и «плёночной») в 3200 единиц мне хватало всегда!
Метки:Фотоаппарат, Фотографирование, Фотография