Важно не изобразить,а выразить
Теперь настала пора открыть секрет. Говоря о «безнадежных» сюжетах, я имел в виду невозможность сфотографировать некую конкретность (и тут в первую очередь, мне следовало бы признать свою неспособность).
Таких примеров можно привести много. Но интересным изображение делает не столько факт, сколько наше отношение к нему. Важно не изобразить, а выразить. Те картинки, которые выражают только то, что изображают, проходят мимо сознания, не задевая чувств. Не умея изобразить сразу две стороны улицы, где одновременно идет дождь и светит солнце, я могу попытаться выразить то, что меня поразило. Феномен состоит в редкостной сближенности противоположной погоды, в том, что переход одного в другое явлен столь отчетливо (обычно для смены погоды требуется время: сначала солнце закрывается тучей, потом начинает моросить и постепенно дождь усиливается). Так же быстро меняются настроения у детей. Как-то в метро заметил малыша, который весело вертелся на руках у мамы, та пыталась внушить энергичному отпрыску правила приличного поведения на транспорте в том смысле, что так крутиться нельзя, но мамино ворчание осталось втуне. Ребенок получил подпопник и зашелся в реве. Вопрос: сколько времени протекал этот переход от счастья к отчаянию, если я наблюдал его со встречного эскалатора? По-видимому, меньше, чем потребовалось, чтобы прочесть его описание. Но эпизод происходил с такой явной отчетливостью, что заметили его многие (и засмеялись). Дело не в описательном изображении, а в выражении сути происходящего. Девушка, открывающая еще сухой зонт или закрывающая его уже мокрым, не буквально воспроизводит событие, но обозначает демаркационную линию между погодой и непогодой. Эта пограничность состояний, конечно, должна быть поддержана выражением ее лица. И тогда, может быть, выйдет картинка, свидетельствующая о переменчивости всего, что наполняет нашу жизнь, где хорошее граничит с дискомфортом, а дурное соседствует с мечтой.
Метки:Выражение, Фотоаппарат, Фотография