Творческие допросы
Эти «допросы» учинялись не в петровских подвалах и не в царских казематах, а... на кухне или в гостиной, мирно и уютно.
Они проходили неторопливо: когда — за чашкой крепкого душистого чая или кофе, а когда — и за рюмкой более крепких, но не менее благородных напитков, и, как говорится,«с обоюдного согласия сторон». Назвала же я эти беседы «допросами» по той простой причине, что захотела «выведать» у фотографов-мастеров секреты их работы и мастерства. Выведать и поделиться с теми, кому это интересно и могло бы помочь в собственном творчестве. Итак, начнем.ВЛАДИМИР СЕМИН родился в 1938 году в Туле.Фотографией начал заниматься в 10 лет под руководством старшего брата Леонида. Окончил государственный университет в Петрозаводске. Работал фотокорреспондентом молодежной газеты. В 1976 году переехал в Москву и начал работать в АПН. На протяжении б лет он много ездил по стране и много снимал, но его снимки оставались невостребованными: честные, реалистические фотографии Семина «не ложились» на полосы журналов и газет того времени. В 1982 году Владимир уходит из Агентства и становится free lancer, голодным, но свободным. Работы Владимира Семина опубликованы во многих фотографических книгах и альбомах мира. Он лауреат и призер престижных российских и международных фотоконкурсов. Член Союза журналистов и Союза фотохудожников России.Что для Вас самое важное и трудное в фотографическом творчестве? Передать внутренне движение в кадре, его многоплановость, возможность приблизиться к истине снимаемого момента и зафиксировать это на пленке.Мне всегда хочется очень многое вместить в изображение. Я стремлюсь к тому, чтобы на небольшой плоскости кадра были отображены и много жизненной информации, и атмосфера события. Я очень впечатлительно отношусь к реальности, которую снимаю, и это на меня очень давит.А мы должны быть хотя и не безучастны, но в то же время спокойны и несколько отстранены от того, что снимаем. Тогда лишь мы сможем увидеть и не пропустить тот единственно точный жест и внутреннее движение события.К чему Вы стремитесь в своем творчестве?Меня, в конечном счете, беспокоит сложность образов, которые складываются из моего восприятия жизни. Я стремлюсь перенести это ощущение сначала на пленку, а затем и на бумагу. Я хочу все сложнее и глубже совершенствовать эти образы, не исказить их при переносе на плоскость фотобумаги. Для меня фотографирование — главное наслаждение в жизни. Основная пища и опыт для моей души и тела.СТАНИСЛАВ ЯВОРСКИЙ родился в 1937 году в Нижнем Новгороде, где живет и поныне. Участник и лауреат многочисленных всесоюзных, всероссийских, региональных, международных выставок и фотосалонов. Имеет звание АФИАП*. Член Союза фотохудожников России.Стас, расскажите о себе. Когда фотография вошла в Вашу жизнь?Детство мое — это война... Жили мы очень бедно. Когда отец с фронта пришел, стало немного полегче. Тогда многие фронтовики привезли с войны самое ценное: швейные машинки, иголки и... фотоаппараты. Комиссионки были забиты ими, но стоили дорого. Я любил в детстве всякие «железяки» — фотоаппарат в то время был для меня такой же «железякой». И когда соседу подарили фотокамеру «Комсомолец», мне захотелось иметь такой же.После 7 класса устроился в геодезическую партию (рейку таскал). За лето заработал на фотоаппарат и гармонь. Сразу «обогатился». Поначалу снимал, как многие, по-любительски: родных, друзей, подружек. Из фанеры соорудил себе увеличитель (описание в какой-то книжке нашел). Лампочка в нем Ватт на 500... — фанера в увеличителе горела. А меньше никак нельзя было — через мои первые негативы можно спокойно на солнце смотреть! И все равно выдержки составляли две-три минуты. Эти негативы у меня до сих пор сохранились, как память.Второй «наезд» на фотографию был уже в армии. Служил я тогда радистом, бегал целый год с рацией, ну и попутно фотографировал своих друзей-однополчан, опять же по-любительски, т.е. не очень серьезно. После демобилизации автослесарем немного поработал (я до армии на слесаря учился), а затем устроился в один из НИИ фотографом.Попал я к очень хорошему учителю — Вениамину Александровичу Иванову. Его папа у знаменитого Карелина работал, а потом имел свое фотоателье на центральной улице Нижнего Новгорода.Дядя Веня меня пинками в фотографию загонял. Девицу мне нашел и на ней показывал, как свет ставить, чтобы «соплей»** не было. Именно он мне первый дал понять, что такое серьезная фотография. Он и, конечно же, «Чешское Ревю»***. Если дядя Веня — мой «папа», то этот журнал — моя «мама» в фотографии. В то время я пробовал снимать все. Самостоятельно освоил разные фотографические премудрости — изогелию, соляризацию и прочее. Но делал это так, для себя. Третий «наезд» был в 27 лет, это уже когда я женился. Как-то жена сказала: «Сходи в фотоклуб, покажи свои работы». Ну, я и пошел..
Метки:Допросы, Творчество, Фотографирование, Фотография