«Шевеленка»
Этого слова нет в энциклопедических справочниках. Оно кого-то шокирует. Его место — в фотографическом сленге. Некоторые высококультурные люди предпочитают употреблять выражение «размытость (нерезкость) изображения, возникшая в результате нестабильности фотокамеры», отличая тем самым шевеленку от «смаза», то есть от «размытости (нерезкости), возникшей в результате движения объекта съемки».
Смаз может иметь место, даже если камера стоит на штативе. Шевеленка — оплошность снимающего. Если у Вас дрожат руки или Вы слишком грубо нажимаете на спусковую кнопку, Вашим фирменным знаком будет шевеленка.
Смаз движущегося объекта в прежние времена порицался. В фотографических учебниках помещали специальные таблицы, где указывались максимально длительные выдержки, при которых еще можно было снять несмазанным человека идущего, бегущего, скачущего на лошади, едущего на велосипеде и т. д., в зависимости от угла его движения по отношению к оси объектива. Так, если человек шел к Вам (или от Вас), то допускалась более продолжительная выдержка, чем тогда, когда он пересекал кадр. Сейчас все это вспоминаешь с ностальгической улыбкой. Смазанное изображение применяется как выразительное средство, передающее стремительную скорость.