Компоновка кадра
Первые фотографические сюжеты рождаются сами собой. Мы снимаем все, что попадается под руку. Большинство людей приходят в восторг, видя на картинке то, что недавно было и кануло, но успело запечатлеться мановением Вашей собственной руки. Авторы фотографий (а иногда и их близкие люди) упоенно глядят на свою продукцию.
Но заметили Вы, какое тяжкое испытание — рассматривать чужие фотоальбомы? А ведь и Ваша коллекция снимков для кого-то — чужая.
Между фотографиями, публикуемыми в хороших журналах (или экспонируемыми на престижных выставках), и массовой продукцией, распечатываемой бытовыми фотосервисными лабораториями, такая же разница, как между произведениями литературы и школьными изложениями, пусть даже получившими оценку «отлично» (в некоторых случаях уместно сравнение с опусами учащихся ПТУ).
Здесь я не ставлю задачу сделать из Вас мастера фотоискусства, чтобы Вы снимали одни шедевры (хотя ничего не имел бы против). Как помочь человеку? Какие наиболее характерные ошибки Вас поджидают?
1. Сюжет компонуется в кадре симметрично.
2. Все сюжеты фотографируются почему-то только горизонтальным кадром, даже те из них, которые по своей структуре тяготеют к вертикальной компоновке.
3. Детали, определяющие суть фотографии, расположены ниже середины.
4. Кадр замусорен деталями, не содержащими никакой информации. Нередко фотолюбители ухитряются допустить одновременно сразу
все три ошибки в одном кадре. Как это им удается? И почему они бывают столь единодушны?
Дело в том, что в ходе технического прогресса фотоаппараты обрастали приспособлениями, навязывающими пользователю именно такую структуру кадра. Мне приходилось читать в фотографических букварях, что композиционный центр якобы должен совпадать с оптической осью объектива.