Экспозиция
Под экспозицией подразумевают количество света, попадающее внутри фотоаппарата на светочувствительную поверхность сенсора (или пленки).
Мы не будем вникать в расчет экспозиционного числа (определяемого формулой, содержащей логарифм соотношения освещенности с рядом светотехнических параметров). Это не помогает делать хорошие фотографии. (Думаю, едва ли один процент классных фотографов-профессионалов смогут вспомнить значения экспонометрической постоянной.) Тот, кому интересно, может получить информацию о тонкостях этого предмета в специальной литературе. Мы же здесь коснемся того, что действительно имеет практическое значение.
Человеческий глаз обладает способностью к адаптации. Например, оказавшись в темной комнате, мы постепенно как будто выходим из тьмы и начинаем различать окружающие предметы. Чувствительные матрицы (как и фотопленки), чтобы на них образовалось фотографическое изображение при недостатке света, должны подвергнуться длительному экспонированию. Выдержка, то есть время, в течение которого кадр «напитывается» светом, — один из параметров экспозиционной пары.
В прежних фотоаппаратах пленку защищал от света затвор, который, открываясь на заданное время, тем самым отмерял выдержку. В цифровых фотокамерах механический затвор чаще отсутствует, а его роль исполняет электрическая схема. Сенсор, будучи постоянно освещенным, как бы спит в ожидании сигнала, подобно слепому глазу. Ведь глаз во многих подобных случаях не закрыт и не поврежден, а слепота обусловлена поражением канала связи или тех долей мозга, которыми обрабатываются зрительные сигналы. Картинка меняется в кадровом окне аппарата, не фиксируясь. А вот выдержка — это время активного светового воздействия.
Если в Вашем аппарате имеется орган управления выдержкой, то на нем Вы увидите цифры, отображающие величину знаменателя дроби. Например, 1000 означает одну тысячную долю секунды (1/1000), а 30 — одну тридцатую секунды (1/30). Каждое значение отличается от соседнего в два раза, то есть переустановка на одно деление (в ту или другую сторону) двукратно меняет количество «впускаемого» света. Так, 1/250 доля секунды вдвое короче 1/125, но вдвое же длиннее, чем 1/500. Двукратное изменение световой дозы носит название экспозиционной ступени. Так, переключение выдержки с 1000 на 125 обеспечивает изменение экспозиции на три ступени.
Основной цифровой ряд выдержек выглядит следующим образом: 1,2,4,8,15,30,60,125,250,500,1000. В зависимости от сложности фотоаппарата этот ряд может быть укорочен или расширен.
Второе число экспозиционной пары — относительное отверстие. В первой главе уже упоминался этот параметр, но там мы говорили лишь о максимальном относительном отверстии, числе, позволяющем судить о светосиле объектива. Здесь же речь пойдет не только о наибольшем значении, но и о любой его промежуточной величине, изменяемой в процессе экспозиционной настройки аппарата. Тут мы опять имеем дело с дробью, выражающей отношение диаметра светового люка объектива к его фокусному расстоянию.
Фокусное расстояние говорит об удаленности светочувствительной матрицы (или пленки) от объектива. Понятно, что по мере удаления от окна, скажем, в комнате, освещенность уменьшается (в экспозиции важно не фокусное расстояние, а только относительное отверстие). При этом объектив с меньшим относительным отверстием создаст более темную картинку, а светосильный объектив — более светлую.
Случается, что света оказывается многовато. Человек, выйдя из темноты, жмурится, ему требуется некоторое время на адаптацию, выражающуюся в сужении зрачков. В объективе фотоаппарата тоже есть устройство, уменьшающее диаметр входного отверстия. Это — диафрагма.