Другие сюжеты. Выразительность снимка
Психологи исследовали причины, побуждающие людей фотографировать. Были проанализированы огромные массивы любительских снимков. Для классификации сюжетов привлекался контингент населения, далекий от фотографии.
Таким образом, наименования сюжетов не навязывались специалистами, а предлагались аморфным монолитом простых зрителей. Характерны даже сами названия групп и процентное распределение наиболее распространенных сюжетов:
1) один человек на улице (то есть не в помещении) — 16,7 %;
2) один ребенок — 11,5 %;
3) два человека — 9,8 %;
4) родители и дети на улице — 9.8 %;
5) группа людей позирует на улице — 8,6 %;
6) младенец — 7,2 %;
7) вид. пейзаж, натюрморт — 6,8 %;
8) родители и дети в помещении — 6,7 %;
9) люди в процессе деятельности — 5,9 %;
10) один человек помещении — 5,7 %;
11) группа детей позирует — 4,1 %;
12) группа людей позирует в помещении — 3,4 %;
13) компания, застолье — 2,1 %;
14) группа детей в деятельности — 1,9 %.
Как видно, позыв «сними меня» (сними нас) преобладает. На втором месте — фотографии детей. При этом «группа детей в деятельности» — в абсолютном арьергарде. Отсюда можно сделать вывод, что нужно снимать, если Вы хотите приблизиться к когорте фотографов-авторов. Как мне кажется, понятно, что позирующий человек — это не то же самое, что человек портретируемый. Замечу, что фотографии чаще делаются вне помещения, хотя, на мой взгляд, наибольшая и самая содержательная часть нашей жизни происходит под крышей,в интерьере. Обнадеживает, что сюжеты, где никто не позирует («вид, пейзаж, натюрморт»), занимают не последнее место.
Хотите быть оригинальным — не делайте того, к чему склоняется большинство.
Но тут обязан предупредить уважаемого читателя: существуют безнадежные сюжеты. Однажды был свидетелем такой картины: не очень широкая улица четко поделена погодой — на одной ее стороне идет дождь, а на другой сухо и солнечно. Как это сфотографировать, не знаю до сих пор. На мой взгляд, столь же безнадежны попытки сфотографировать северное сияние. Немало людей делали это, но где результат? Нельзя сказать, что фотографий полярного сияния нет вовсе, но их очень мало. Кроме того, полученные фотокарточки не выдерживают сравнения с самим явлением, даже если оно не имеет ярко выраженной формы, как чаще и бывает. Мне посчастливилось видеть многоцветное полярное сияние с колеблющимися лучами, «завесами» и сполохами. Грандиозное зрелище. Фотографировать даже не пытался.
Другой пример — радуга. Как-то наблюдал невообразимо сильную, двойную, простиравшуюся от горизонта до горизонта и такую яркую, что своим сиянием она заслоняла деревья на другом берегу реки, те смотрелись, как через тюль. А она выделялась яркостью даже синих и фиолетовых слоев на фоне чистого темно-голубого неба (дождь брызгал из ничтожного облачка, фактически «из ничего», в другой половине небо склона). Со мной вместе смотрели, разинув рты, мужики, которые перед
тем ссорились, чуть не подрались, но тут позабыли обо всем. Я тогда прикинул: от края до края — около ста тридцати градусов. Такой широкоугольник у меня с собой был.