Фотоработы участников нашего кружка

Изобразительные возможности оптики

Мы уже касались понятия «угол зрения». Какую роль этот угол играет в достоверности передачи формы того, что мы фотографируем?

Изобразительные возможности оптики

Возможности оптики.

Под углом здесь подразумевается не ракурс, не поворот относительно «фасада» объекта, не угол по отношению к солнцу или к географическому меридиану, а пространственный обзор фотографируемого сюжета.
Самой простой для понимания является проблема «втискивания» в кадр нужной части реального мира. Широкоугольный объектив, сообразно его названию, охватывает пространство под большим углом, нежели телеобъектив. На первых порах фотолюбитель оценивает не столько угол, сколько масштаб предмета в кадре: с этой точки зрения телеобъектив «приближает», увеличивает, а широкоугольник как бы удаляет, то есть уменьшает. На самом деле важен именно угол, поскольку им определяются не только возможность захватить все насущно необходимые детали, но и возможность избежать искажения формы изображаемых объектов.
Наблюдая мир невооруженным глазом, мы не замечаем ракурсной перспективы, в то время как на фотографии «завал» вертикальных линий просто бросается в глаза. Два снимка одного и того же интерьера радикально меняются в зависимости от небольшого наклона оси объектива кверху или книзу. Наш зрительный канал восприятия устроен таким образом, что модели обозримого мира в сознании корректируются. Глядя на поверхность стола с лежащей на нем книгой, мы не оцениваем их как трапеции, а исправляем в сознании до прямоугольников. Изображение телевизионного экрана, имеющего подчас изрядную кривизну, рассматривается домашними подчас в невообразимых ракурсах, в том числе снизу, да еще лежа на спине. Причем претензию к непропорциональности картинки я за всю свою жизнь услышал только от одного человека (хотя деформация как в развертке строк, так и в прочности в ТВ-приемниках — явление весьма распространенное). Долгие десятилетия после изобретения фотографии «завалы» архитектурных сооружений воспринимались как недопустимый дефект, подлежащий неукоснительному восстановлению (чего и до сих пор достигают с помощью специальных фотокамер, обеспечивающих наклон и сдвиг как объектива, так и кассетной части).

Метки:, ,